Вина и стыд как механизмы, социального контроля

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур. Соотношения этих двух типов нормирования поведения человека в коллективе могут существенно варьироваться. Однако наличие обоих и их различение, видимо, существенно необходимо для механизма культуры. Можно гипотетически выделить три этапа в их историческом соотношении:

4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля

Социологическое понимание стыда, понятие и характеристика культуры стыда. Содержание поступков, вызывающих чувство С. Соловьев"Оправдание труда" впервые указал, что С.

Платон когда-то говорил, что стыд – это страх перед ожиданием .. где действительно культура вины и культура стыда разводятся.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые общие черты этих процессов. Здесь могут быть выделены два подхода. При первом, предложенном Ю. Лотманом [2 Лотман Ю. Однако такой подход принят не только в психоанализе. Вина покоится на озабоченности индивида своей правотой, выражает желание чувствовать себя правым. . : , ; .. Только здесь появляется категория совести как внутренней моральной инстанции, осуществляющей суд над человеком, включая не только его поступки, но и его помыслы; понятие обязанности как чегото внешнепринудительного перерастает в понятие долга как внутреннего императива, а идеал родовой или сословной чести уступает место понятию индивидуального достоинства.

Понятие морали, с — Перевод формальноаналитической типологии в культурноисторическую всегда сопряжен с какимито натяжками. В данном случае трудности усугубляются неопределенностью исходных понятий.

Он как бы говорил на непонятном ему языке. Оно нуждается в дополнительной интерпретации, включении в некоторый значительно менее организованный контекст. В первом случае формообразующий импульс состоит в уподоблении данной семиотической системы естественному языку, во втором — музыке. Во-вторых, следует учитывать, что между структурой текста и осмыслением этой структуры на метауровне общего культурного контекста могут быть существенные расхождения.

К проблеме типологии культур Для исследования влияния культуры на этому критерию выделяются культура стыда, культура вины и культура страха.

От культуры стыда к культуре вины Страшно впасть в руки Бога живого! В данной же главе речь будет идти о том, какие формы приняли эти идеи Гомера в эпоху архаики. Поскольку то, о чем мне придется говорить, должно быть понятно и неспециалисту, необходимо в первую очередь сделать более-менее отчетливыми различия между религиозными идеалами архаического века и позицией Гомера.

Сознаю, что эти термины еще сами нуждаются в объяснении, что они, вероятно, 49 внове для большинства классических ученых и что они создают возможность недопониманий. То, что я подразумеваю под ними, уяснится, надеюсь, в ходе дальнейшего изложения. Но хотелось бы сразу прояснить две вещи. Во-первых, я использую эти термины только как описания, не имея в виду никакой особенной теории смены культурных типов. И во-вторых, я признаю, что такое различение неизбежно относительно, поскольку в действительности многие аспекты характерного для культуры стыда образа жизни присутствуют и в архаическом, и в классическом периодах.

Существует определенный переход, но он является постепенным и незавершенным. Мысль здесь, скорее, такова, что богов раздражает любой успех, любое счастье, которые могут хотя бы на миг возвысить нас над смертным состоянием и тем самым посягнуть на их, богов, прерогативы. Подобные идеи, конечно, не были чем-то совершенно новым.

И регулятивные механизмы культуры

Стефаненко Татьяна Гавриловна 4. Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Ю.

стыда. Культура стыда – модель культуры, в которой центральное значение понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры» отмечает, что страх.

Культура вины и культура стыда Тема сто раз уже говорена-переговорена, но чо-та вот приспичило еще раз: Слова эти на самом деле часто взаимозаменяемы, поэтому и понятия путают. Но сами явления принципиально различны. Пояснить это проще всего на культурологическом примере отношения к насильнику и жертве в разных социумах. В"культуре вины" быть насильником стыдно. А быть жертвой - нормально, жертве сочувствуют и помогают.

А в"культуре стыда" наоборот - жертва всегда виновата. Насильник же ходит гоголем. Обратите внимание, что можно сказать"насильник виноват" в первом случае и"быть жертвой стыдно" - во втором. Такие нюансы словоупотребления совершенно не изменят сути дела, а именно - в первом случае плохо общественно порицаемо быть насильником, во втором - жертвой.

Соционический форум .

Стадия 3-ориентация на мнение значимых других, конформность Стадия 4 - ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка Стадия 5А - утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора Стадия 5В - ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 - ориентация на универсальный этический принцип? Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице. Эмпирическая проверка теории Колберга, осуществлявшаяся в США, Англии, Канаде, Мексике и в других странах, состояла в том, что испытуемым разного возраста предлагалась серия гипотетических моральных ситуаций разной степени сложности Ответы оценивались не столько на основе того, как испытуемый разрешает спорный вопрос, сколько по характеру его аргументов, многосторонности рассуждений и т.

Формируется особая культура стыда. Страх показаться нелепым определял поведение древнего грека, заставлял его быть лучшим среди многих других.

При этом стыд — это результат нарушения определенных правил, норм, порядков. Вина — продукт индивидуального сознания. Вина в этом случае переживается личностью как разлад с собственной совестью, как результат нарушения приватных, внутренних установок. Впервые эти понятия были сформулированы в книге американского специалиста по культурной антропологии Рут Бенедикт"Хризантема и меч.

В главе"Нравственная дилемма" Р. Человеку стыдно действовать иначе, нежели принято. Неудобно перед соседями, перед членами прихода, перед товарищами по оружию. Он смотрит на себя глазами других. Но"в системе социальной регуляции, основанной на стыде, человек не испытает облегчения от исповеди".

3. Стыд как страх осуждения

Общался себе на форумах. Зашел, значит, и рассказал о вспышках своего темперамента. Думает, рядом одноквадренники, дуалы, они поймут.

Мы увековечиваем культуру страха, стыда и жалости вокруг инвалидов. Как еще объяснить то, что взрослые тащат своих маленьких.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые общие черты этих процессов. Здесь могут быть выделены два подхода. При первом, предложенном Ю. Однако такой подход принят не только в психоанализе. Вина покоится на озабоченности индивида своей правотой, выражает желание чувствовать себя правым. Только здесь появляется категория совести как внутренней моральной инстанции, осуществляющей суд над человеком, включая не только его поступки, но и его помыслы; понятие обязанности как чего-то внешнепри-нудительного перерастает в понятие долга как внутреннего императива, а идеал родовой или сословной чести уступает место понятию индивидуального достоинства.

Перевод формально-аналитической типологии в культурно-историческую всегда сопряжен с какими-то натяжками. В данном случае трудности усугубляются неопределенностью исходных понятий. Но в психологии эти вопросы почти не разработаны. Другие считают страх и тревожность принципиально разными явлениями, поскольку чувство страха всегда обращено во вне, а тревоги—внутрь.

Испытуемые не всегда могут точно определить, какое именно чувство страха, стыда, вины, смущения, тревоги и т.

Страх и стыд